О центре

Дистанционные курсы

Образовательные ресурсы

Регистрация электронных ресурсов в РО ОФЭРНиО — Самара

Международное сотрудничество

Разработка электронных курсов

Платформы для организации электронного обучения

В настоящее время существует большое количество систем для реализации электронного обучения в образовательных учреждениях как отечественных, так и зарубежных. Перед преподавателями как разработчиками, так и активными пользователями часто встаёт вопрос: какой программной платформе отдать предпочтение для более эффективной организации учебного процесса? Чтобы внедрение электронного обучения было успешным, необходимо выбрать платформу, отвечающую конкретным требованиям, целям, задачам, предъявляемыми к ней образовательным учреждением. К ключевым параметрам выбора системы управления обучениям относят: функциональные характеристики, безопасность, надежность, цена и многое другое. Центром ДОТ был проведен анализ, популярных на сегодняшний день систем дистанционного обучения (СДО). Целью анализа явилась необходимость выделить систему, наиболее подходящую для организации электронного обучения в вузе. Для составления объективной оценки, мы принимали во внимание собственный опыт, а также сведения от разработчиков и активных пользователей систем. Мы создавали курсы, изучали возможности администрирования, работу с элементами курса в рассматриваемых системах и исследовали их на соответствие современным принципам электронного обучения.

Наиболее важные критерии отбора системы дистанционного обучения:

  • Установка на любую аппаратно-программную платформу;
  • Безопасность системы;
  • Простой, интуитивно-понятный web-интерфейс;
  • Наличие в системе функций, применяемых для организации
    электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий –
    разработка и редактирование курсов, набор элементов курса для различных
    специальностей;
  • Поддержка русского языка;
  • Модульность курса;
  • Интегрирование внешних модулей для расширения функционала;
  • Поддержка международных стандартов (IMS, SCORM), используемых в
    электронном обучении;
  • Наличие форм коммуникаций;
  • Возможность организации балльно-рейтинговой системы;
  • Использование системы в смешанном обучении.

Анализ систем дистанционного обучения:

  • Moodle

LMS Moodle — модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда –СДО разработанная в Австралии. Над системой уже более 10 лет работает международная команда разработчиков, под руководством фонда Moodle в Австралии. Moodle постоянно развивается, так как совместный опыт разработчиков и сообществ пользователей по всему миру, обеспечивает постоянное дополнение ее новыми инструментами.

Система позволяет создавать огромное количество образовательных элементов и ресурсов, поэтому курсы в Moodle — это не просто набор лекций и заданий. Курс в системе Moodle, созданный опытным преподавателем, выглядит как структура из дополняющих друг друга элементов, которые  различаются по своему виду и назначению. Помимо стандартных элементов обучения, таких как лекции, задания и тесты, в системе Moodle используются — глоссарий, вики, блоги, форумы, практикумы, которые помогают разнообразить процесс обучения. Стоит отметить хорошо развитую систему коммуникаций Moodle. На форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях – обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени. И  даже если этого количества ресурсов недостаточно, то Moodle распространяется в открытых исходных кодах, что дает возможность «заточить» ее под особенности каждого образовательного проекта:

  • интегрировать с другими информационными системами;
  • дополнить новыми сервисами вспомогательными функциями или отчетами;
  • установить готовые или разработать совершенно новые дополнительные модули (активности).

Система Moodle предоставляет удобные средства контроля  успеваемости студентов. Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет контролировать «посещаемость» – активность студентов, время их учебной работы в сети. В итоге, преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику по студентам: просмотренные материалы лекций, выполненные домашние здания, успеваемость по тестам и т.д. Таким образом легко понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого предложить материал для дальнейшего изучения.

Одним из главных плюсов СДО Moodle является её широкая известность в мире. Система имеет более 60 тысяч инсталляций более чем в 100 странах и переведена на несколько десятков языков. В сообществе пользователей Moodle можно поделится своим опытом использования системы и узнать полезную информацию о ней от других пользователей. В РФ зарегистрировано более 1000 инсталляций по данным Moodle.net. Отличительной особенностью платформы Moodle является и тот факт, что на ее основе можно организовывать проведение массовых онлайн-курсов (МООС), одно из новых направлений в электронном обучении.

Центром ДОТ проводятся курсы повышения квалификации для преподавателей СамГУ, на которых преподаватели получают необходимые знания для самостоятельной разработки курсов в Moodle.

Использование преподавателями филологического факультета СамГУ платформы Moodle для организации учебного процесса при изучении немецкого языка и создании более прозрачной системы оценок успеваемости студентов.

 Большинство российских вузов используют, в качестве электронной образовательной среды — LMS Moodle. Асадуллина Л.И.  в работе «Компетенции преподавателя вуза в смешанном обучении» пишет:

«В Национальном исследовательском Томском политехническом университете активно осуществляется подход смешанного обучения, а именно, применение популярной системы управления обучением LMS Moodle, с помощью которой преподаватели разрабатывают авторские электронные курсы по своей дисциплине, а студенты имеют возможность самостоятельно их изучить и пройти тестирование, определив свой уровень владения изученным материалом.»1

 

  • Google for education

Сервисы Google в обучении отвечают принципам современной системы образования. Но при более глубоком рассмотрении, в части использования в электронном обучении, эти сервисы имеют ряд недостатков:

  • все файлы хранятся на «чужом» сервере;
  • сравнительно малое количество элементов, которые можно использовать в образовательном процессе.

Дистанционное обучение, основанное на сервисах Google, будет простым в организации и эксплуатации, но качественно такая система будет сильно отличаться от Moodle и Efront. Сервисы Google – это пакет MS Office, интегрированный в веб-сайт. В качестве контроля предлагается использовать календарь или таблицы (аналог MS Excel). В сравнении с функционалом Moodle и его элементами (тест, лекция, задание и т.д.), сервисы Google выглядят ограниченно, поскольку предлагают вести обучение на основе презентаций, текстовых  документов и календарей.

Сервисы Google хороший вариант для организаций, например школ,  у которых нет в распоряжении своего сервера или для которых в качестве образовательной нагрузки достаточно лекций и простых заданий. Конечно, для университета с развитым электронным обучением они не подходят. Также стоит отметить, что сервисы Google были запрещены в ряде регионов для использования госслужащими и неоднократно появлялись сообщения о внесении сервисов в «черный список» рунета.

 

  • eFront

eFront – LMS, разработанная в Греции. В отличие от сервисов Google eFront требует инсталляции на сервер. Разработчики eFront указывают на следующие основные плюсы своей системы:

  • интуитивная понятность системы и удобство в работе;
  • сертифицированная поддержка формата SCORM.

Эти плюсы выглядят немного надуманными, если разобраться. Например, удобство работы в системе, безусловно, зависит от самой системы, но большей частью зависит от пользователя. Для пользователей других систем работать в eFront будет непривычно и неудобно, так как eFront сильно отличается в администрировании и разработке курсов. Получается, что eFront удобен и понятен для новичков, которые только начинают работать в подобных системах. Тогда возникает вопрос – на чем основываются новые пользователи, говоря о комфортной работе в системе? Любого пользователя нужно обучать для эффективной работы, вне зависимости от интуитивности системы.

К минусам рассматриваемой системы можно отнести:

  • Небольшой набор инструментов для создания учебных материалов
  • Недостаточно дополнительных модулей
  • Небольшое сообщество пользователей

Дополнительный функционал и возможности системы предоставляются в платной ее версии.

Также стоит отметить, что найти  более одного живого примера образовательных русскоязычных хороших систем на данной платформе оказалось невозможным. В основном, система eFront используется для бизнеса и организаций. На официальном сайте системы можно найти список организаций, использующих eFront:

Среди  этих  организаций  лишь  University  of  South  Carolina  выбрал  eFront  для образования.

Анализ выборочных платформ для организации электронного обучения показал, что наиболее функциональной по своим возможностям является LMS Moodle. Благодаря поддержке разработчиков она постоянно развивается и считается универсальной, поскольку может использоваться как в небольших учебных центрах, так и в крупных ВУЗах для решения специфичных задач.

Безымянный-1

Список источников:

1 Асадуллина Л. И. Компетенции преподавателя вуза в смешанном обучении / Л. И. Асадуллина, И. Р. Дусеев // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1086-1088.

http://www.abbris.ru - ООО АББРИС

http://opentechnology.ru – компания Открытые Технологии

https://moodle.org – официальный сайт Moodle

http://www.efrontlearning.net - официальный сайт eFront

http://googlerussiablog.blogspot.ru/2014/11/google.html  — официальный блог Google в России

https://www.google.com/edu/students/index.html - официальный сайт Google for education

http://lenta.ru/news/2014/06/26/antigoogle/ - статья о запрете использования сервисов Google в Иркутской области.